Ответ на это вопрос в общем понятен- все зависит от региона и целей вашего водного похода. Попробуем объективно описать достоинства каркасной байдарки и сравнить ее с надувной.
Но при этом мы не будем забывать о том, что существуют и каркасно-надувные байдарки, которые имеют дюралевый каркас в упрощенном виде и надувные баллоны, то есть, они сочетают в себе свойства и каркасной, и надувной байдарки.
Прежде чем купить лодку и отправиться на ней в поход на байдарках, следует обратить внимание на особенности конструкции байдарки.
Итак
Чем каркасная байдарка лучше надувной.
1. Имеет большую обитаемость- проще говоря в нее положить можно гораздо больше вещей и сидеть свободнее чем в надувной. В надувной байдарке половину свободного места занимают надувные баллоны
2. Имеет большую скорость, чем надувная байдарка по ровной воде, ее обводы более обтекаемы.
Проще говоря, на каркасной байдарке вы можете за день проплыть без особого труда по реке со средним течением километров 45, на надувной байдарке, что бы проплыть те же 45 километров вам придется долго и трудно грести.
3. Заклеить пробоину в каркасной байдарке очень легко- вырезал две заплатки, приклеил с двух сторон и можно плыть. Даже если вы не очень аккуратно заклеили дырку в оболочке, поступающие в лодку стакан воды в час погоды не сделают, их можно легко удалить губкой или самой обычной клизмой. То есть, в походе на байдарках на ремонт уйдет меньше времени.
Чем каркасная байдарка хуже надувной
1. Её тяжелее собирать, то есть надо иметь некие инженерные навыки. Не то, что бы это было сложно, но все равно собрать каркасную байдарку дольше и тяжелее, чем просто надуть насосом надувную байдарку.
2. Вы не поверите, но основная сложность в том, что в нашем изобилии товаров сейчас практически невозможно купить хорошую каркасную байдарку. Последние шикарные каркасные байдарки делала украинская фирма Нэрис. Но поскольку отношения с украинцами у нас не очень, многие заводы разрушены, мы просто не знаем, производят ли они сейчас байдарки.
В России последним производителем чисто каркасных байдарок является завод Салют. Они по прежнему производят каркасную байдарку Таймень-2/3, но конструкция этой лодки уже устарела. С точки зрения самодеятельного туризма эта байдарка не очень удачный выбор- она весит почти 40кг, но в коммерческом туризме эта байдарка очень хороша, практически весь наш флот, это каркасные байдарки Таймень 2/3. Если вы пойдете с нами в поход на байдарках, скорее всего вы будете плавать на них.
3. Каркасная байдарка гораздо чаще получает повреждения на порогах и перекатах, поскольку имеет жесткий каркас в внутри себя. Скажем так, при прохождении одного и того же участка реки, на каркасной и на надувной байдарке, у каркасной гораздо больше шансов получить пробоину.
4. Практически всегда каркасная байдарка будет тяжелее надувной, поскольку каркас у нее дюралевый.
5. Каркасную байдарку не имеющую емкости непотопляемости можно утопить целиком, в отличии от надувной.
6. Если каркас байдарки сломан в результате попадания в порог или под завал, отремонтировать её весьма тяжело и тут уже надо иметь ремнабор для работы с дюралевым каркасом.
Теперь поговорим о том, чем надувная байдарка лучше каркасной.
1. Надувная байдарка лучше в первую очередь тем, что в отличии от каркасной ее не надо собирать, как инженер-конструктор, взял насос накачал за 20 минут, сел и поплыл. Это очень удобно если поход на байдарках у вас выходного дня, например в Подмосковье. Разбирать надувную байдарку тоже одно удовольствие- спустил воздух, скатал, положил в рюкзак и поехал домой.
2. Надувная байдарка лучше тем, что на реках с перекатами и порогами она реже получает повреждения, что удобно, например, в водных походах по рекам Карелии.
3. Практически всегда надувная байдарка лучше тем, что имеет меньший вес, чем каркасная, что очень актуально, если в байдарочный поход собрались не только здоровые мужики, но и девушки с детьми.
4. Надувную байдарку в походе невозможно утопить, в отличии от каркасной, какая-то часть баллонов все равно останется не пробитой и лодка останется на плаву.
Чем надувная байдарка хуже каркасной
1. Скорость надувной байдарки низкая и грести на ней тяжелее. Это особо чувствуется, если на реке нет течения или вам надо переплывать озеро, а ветер встречный, такого рода ситуации часто бывают в походах на байдарках по Карелии.
2. Все что накачано воздухом с течением времени имеет обыкновение спускать этот самый воздух, заклеить или даже найти место утечки воздуха в байдарке не так просто, особенно если воздух начинают травить клапана или соски
3. Ремонт надувных емкостей-баллонов байдарки требует все-таки высокой квалификации, особенно если пробоина не точечная, а скажем так, длина прорыва сантиметров 30.
Заклеить такого рода рваную рану оболочки байдарки, так что бы воздух не травил, в походных условия весьма не просто, а воздух из баллонов выходит достаточно быстро.
Ну и пару слов о том, какая байдарка лучше каркасная или надувная, лично для вас.
Тут в общем, все просто- нормальную каркасную байдарку вам скорее всего купить просто не удастся, поэтому выбор будет стоять между покупкой каркасно-надувной и чисто надувной байдаркой.
Если вес байдарки в походе для вас не критичен, как и лишние полчаса на сборку, то лучше свой выбор остановить на каркасно-надувной байдарке, все таки и плывет она побыстрее надувной и места для вещей там побольше.
Для каких-то длительных походов/сплавов такая байдарка тоже лучше подойдет.
Если вы покупаете байдарку в основном для походов по реке на выходные дни, то лучше выбрать надувную байдарку, что бы не тратить лишнее время на сборку, к тому же, надувные байдарки легче, чем каркасно-надувные, что актуально, если вы добираетесь свои ходом до реки, а не на машине.
Единственный момент, я бы не рекомендовал покупать вам какие-то супер-легкие байдарки типа Щука, сделаны они откровенно похабно, единственный их плюс в том, что стоят они дешево.
В принципе, если вы такой заядлый походник и жить без сплавов по реке вы просто не можете, то ничего не мешает вам иметь и две байдарки- одну каркасно-надувную для длительных походов и одну просто надувную, для того, что бы на выходные поплавать на байдарке по близлежащим областям, пособирать грибочки ягодки и половить рыбки.
Просто для примера можно рассмотреть две байдарки байдарку Шуя-2, производства Тритон (СПБ) и байдарку Вега-2 производства Тайм-Триал (тоже СПБ)
Характеристики Байдарки Шуя-2 (каркасно- надувная)
Длина в собранном виде 4,5 м.
Ширина в собранном виде 0,9 м.
Высота в собранном виде 0,26 м.
Вес в упаковке 20 кг.
Грузоподъемность до 200 кг.
Размеры в упаковке (м) 1,2 х 0,4 х 0,25.
Характеристики байдарки Вега-2 (надувная)
Длина 460 см
Ширина 92
Длина кокпита 410 см
Ширина кокпита 42 см
Количество надувных отсеков 3 шт.
Грузоподъёмность 380 кг
Вес 18 кг
Габариты упаковки 110х50х20 см
Из характеристик можно заключить следующее, вес практически одинаков- в пределах арифметического погрешности, но грузоподъемность у надувной байдарки выше практически в два раза.
При сравнении стоит иметь ввиду, что Шуя-2 все таки условно каркасно-надувная байдарка, скорее это надувная байдарка, имеющая номинальный каркас из кильсона и шпангоутов.
Если вы пока не определились с выбором байдарки, да и вообще не хотите их возить, хранить и собирать, вы можете пойти с нами в поход на байдарках на выходные и просто отдохнуть, это недорого.