preview
Этот человек сделал байдарку ;-)

А вам нужно всего лишь отремонтировать ;-)

Ремонт байдарок в водном походе,

это занятие котором приходится заниматься всем без исключения туристам водникам, вопрос времени когда и вы столкнетесь с этой проблемой.
В свое время я ремонтировал и байдарки и катамараны и полиэтиленовые каяки, могу сказать что полиэтиленовый каяк было ремонтировать гораздо проще- два ведра кипятка в лодку и строительный фен на ура справлялись с вмятина и пробоинами полиэтилена, правда проделать это можно было только дома ;-)


Но вернемся к ремонту байдарок.

Какая бы не была совершенная ваша байдарка, рано или поздно вы можете получить пробоину оболочки или сломать каркас.
Это может быть это как на воде, так и в процессе транспортировке. Остановимся пока на транспортировке.

Несмотря на то, что оболочка байдарки сшита или склеена из достаточно прочной ПВХ ткани ее вполне можно повредить острыми частями каркаса (если он есть) или плохо упакованным колюще-режущим инструментов типа пилы или топора.
Поэтому все колюще режущие предметы в вашем рюкзаке должны быть хорошо упакованы перед трансопртировкой, а если байдарка имеет набор из дюралевого каркаса, то лучше как-то приспособиться перевозить оболочку байдарки отдельно, а каркас отдельно.


При пробитии оболочки байдарки при траспортировке ничего старшного обычно не происходит, но очень неприятно предолев изрядное количество километров (иногда сотни и тысячи) собрать байдарку, отплыть от берега, затонуть, и потом радостно искать дырку, клеиться.
Не то что бы это трагедия, просто портит настроение.

Что так же иметь ввиду, что бы не заниматься ремонтом своей новенькой байдарки уже при сплаве по реке, ее надо обязательно собрать-надуть и попробовать дома, в каком-нибудь простейшем походе на байдарке на выходные дни.


Так нужно сделать потому, что даже новые байдарки могут иметь производственные дефекты в виде плохо сваренной шкуры или свистящих надувных баллонах.
Так я сам попал купив новенький каркасно-надувной каяк в кампании Вольный Ветер.

Приехал в поход на реку Южный Буг (это теперь Украина) сел-поплыл.
Плыву себе плыву. никак не могу понять откуда в лодке вода- уж и так и сяк и на юбку каяка грешил.
Выяснилось, что эти товарищи плохо провалили шов на днище каяка и в дырку размером ну от силы сантиметра три поступает вода. Ну и пришлось героически доделывать работу за этими рукожопами.


Помимо заводских дефектов и увечий при транспортировки байдарку стоит проверять уже перед походом.
Всем знакома ситуация, когда в спешке собирались, кильсон оказался у одного человека, а надувные баллоны у другого, надо срочно собраться, схватил упаковку, приехал на реку и тут выясняется, что половина запчастей не хватает.
Байдарка, конечно конструктор, но бегать по берегу и вить шпангоуты из ивовых прутиков занятие сугубо на любителя.


Ну и теперь о травмах которые байдарка может получить в водном походе на воде и берегу.
На воде в общем то понятно- можно на что-то напороться, самое экзотическое чего я видел на реке, это лом с приваренной к нему пилой, которые добрые местные жители установили под мостом в узкой протоке, так, что бы просто немного развлечься и посмотреть как туристы весело тонут гермомешки плывут по реке.


Следующая травма на реке которую может получить байдарка (а наши так получают постоянно) это прокат по мелкому перекату, при котором оболочка байдарки просто стирается о небольшие камни.
Как правило, раз-другой такой номер прокатывает, но не больше.
Если есть возможность пройти по берегу такого рода места, лучше это делать.

Даже на простых реках бывают завалы, которые страшны особенно по весне- завал это когда куча деревьев упали в воду, вода проходит через завал, а байдарка нет.
При нормальном течении байдарка в завале обычно просто ломается в завале и наматывается на него, тут уже ремонтные работы вряд ли помогут.
Следующий героический вид гибели байдарок происходит при прохождении на них порогов, для прохождения которых байдарка не предназначена.
В любом сплаве на байдарках надо соотносить возможности судна, свою технику и сложность порога или водопадного слива- если вы сомневаетесь, лучше все обнести по берегу, чем остаться где-то в лесах Карелии без судна, как мой знакомый на реке Снежная, на Алтае.

Теперь непосредственно к ремонту байдарок- я перечислю массу полезных вещей, но брать их или нет, решаете вы.
Ваш ремнабор собирается в зависимости от похода, если вы идете в поход на байдарке в выходные по спокойной реке, тащить все ниже перечисленное точно не надо, можно ограничиться самым необходимым- клеем и заплатками.
Вряд ли вы на реке типа Клязьма сломаете каркас байдарки, поэтому нет великого смысла брать что-то для его ремо
нта.

Итак, ремнабор.

Сразу напишу, что ремонтный набор для байдарки тоже надо проверять после зимы обязательно, как комплектацию так и срок годности клея. Иметь засохший клей, тоже самое, что не иметь его вообще

1. Клей- клей у вас должен быть хороший, рекомендую клей который продаете фирма Тритон.

2. Ацетон- для обезжиривания поверхности оболочки байдарки

3. Плоскогубцы или мультитул- иногда в каркасе байдарке что-то заедает, забивается песком итд.

4. Ножницы- для того что бы вырезать заплатки

5. Набор кусочков ткани ПВХ для ремонта, причем надо иметь ввиду что пробоины бывают не только точечные, а иногда могут достигать лины до полуметра

6. Хорошие капроновые нитки. Вообще говоря, ткани ПВХ нитками никто не шьет, просто заклеивают пробоину с двух сторон, но если дыра огромна, другого
выхода нет.

7. Немного медной проволоки толщиной со спичку- ей можно что-то примотать в каркасе и достаточно надежно.

8. Штук 5 иголок- ломаются они быстро, нужно иметь запас.

9. Сантехнический скотч- не поверите, но эта штука позволяет на непродолжительное время залепить дыру в оболочке и доплыть до стоянки.

10. Не помешает моток изоленты, просто в хозяйстве пригодится.

11. Горсть саморезов по металлу, подобранных таким образом, что бы ими можно было свинтить трубы каркаса и кильсон.

12. Штуки два-три сверла под размер саморезов

13. С 10-к болтиков, длина которых превышаете диаметр стрингеров и кильсона, вместе с шайбочками и гаичками к ним

14. Миниатюрную ручную дрель, засверливать отверстия в каркасе, именно миниатюрную ручную дрель, шуруповерт тащить с собой не надо

15. Клей типа жидкая латка, если не герметично заклеили, можно замазать дырки

16. Помазок ил губку– с его помощью вы будете промыливать мыльной водой надувные баллоны байдарки на предмет выявления утечки воздуха. Каким либо другим способом это сделать проблематично.

17. Небольшой трехугольный напильник

18. Полотно от ножовки в держателе, это на тот случай если придется пилить стрингера или кильсон.

19. Самую простецкую горелку и баллон с газом, этой штукой можно, как и наваривать заплатки, так и нагреть и выправить дюралевые части каркаса. Тоже штука в походе очень полезная временами.

20. Наждачная бумага- среднего номера, скажем так, может пригодится, но какой то смысловой нагрузки не несет. Зашкуривать ПВХ ткани так же нельзя.

21. Если речка с порога и удаленная- 2 запасных лопасти для весла, весло сделать в походе весьма сложно, а так к палке прикрутили и можно грести.

Теперь непосредственно про ремонт бадарки в походе

Первое чему нужно научиться- клеить оболочку байдарки, поскольку всем понятно, что на дырявой лодке далеко не уплывешь, это будет тазик воды, весом в 400кг.

Есть четырк способа как заклеить байдарку

1. По человечески- клеем, обезжирив ацетоном оболочку в месте склейки и заплатку

2. Приварить заплатку к оболочке разогрев что-то железное (условно ложку на горелке

3. Временный- просто заклеить скотчем и догрести до стоянки

4. Экзотический- когда клей закончился, просто пришить заплатку и швы замазать жидкой латкой. Нормальные люди так не делают, но бывает что клей просто закончился

Зашивать дырку и потом клеить рекомендуется только в том случае, когда дыра откровенно огромна, все небольшие пробоины байдарки шить не рекомендуется.

Теперь про ремонт каркаса.

С этим в общем все просто, если нельзя восстановить то что есть- выправить, вставить вставки ну и так далее, стрингера и кильсон можно делать из древесины.
При определенной фантазии из древесины можно сделать и шпангоут. Лично у меня есть опыт, когда мы сломали кильсон и на его место привязали палку березовую, ну и ничего весь поход на байдарках прошли с этой палкой не хуже чем все остальные.

В общем и целом люди даже каяки делают целиком из прутьев и пищевой пленки, так что ничего невозможного нет.

Если вам после прочтения этой статьи расхотелось иметь свою байдарку вы можете отправиться в сплав на байдарках с нами- наши байдарки ремонтируют инструктора, вам делать ничего не придется.

Самые наши популярные походы по реке Дубна и по реке Медведица, проходят каждые выходные летом.