Сплав на байдарках по рекам самостоятельно.
Давайте рассмотрим такой популярный вид водного туризма, как сплав на байдарке, более подробно.
Начнем с возможностей этого судна. По каким рекам можно сплавляться на байдарках, а по каким не стоит. Для чего предназначены байдарки, какими они бывают, когда стоит остановить внимание на этом судне, а когда лучше приобрести туристический катамаран или каяк.
Разборная (надувная) или каркасно-надувная байдарка, по своей сути, не предназначена для экстремальных путешествий, это судно лишенное спортивных амбиций и предназначенное для отдыха на воде, путешествий.
Сплав на байдарках по рекам Кавказа и почти всем рекам Горного Алтая не рекомендуется из-за хрупкости судна и невозможности выполнить эскимосский переворот.
Поэтому, оптимальный вариант для похода на байдарке - это Подмосковье, Тверская область, Средняя полоса России, Карелия и реки Южного Урала (Белая, Чусовая и другие), пороги которых имеют сложности не выше 2-3 категории. Однако, следует учитывать, что эти пороги не должны представлять собой водопадные сливы, которых в Карелии не так много.
А что, если мы отправимся в водный поход куда-нибудь на Кавказ?
Если кратко, сценарий вашего путешествия на байдарках по Кавказу может быть простым: с вероятностью в 99% еще в первый день сплава по реке лодка будет сломана, а гермомешки будут плыть по реке. Вы будете сначала плыть по реке, а затем искать останки судна, надеясь, что их прибило к берегу в ближайшем улове (а иногда и в далеком улове, удаленном на несколько километров).
Сплав на байдарках в Карелии менее опасен в этом плане, благодаря особенностям рельефа.
При сплаве по рекам Карелии вам не встретятся протяженные пороги. Если вы будете благоразумно обносить любые водопадные сливы, то сплавиться по Карелии в целом возможно без больших приключений.. Иногда вы будете переворачиваться и радостно плыть рядом со своей байдаркой, но такие перевороты добавят приключений в ваше путешествие, ведь вы за этим и приехали.
Все реки и пороги в Карелии построены по одному принципу: много спокойной воды и сливы из озера в озеро. Третья категория реки в Карелии - это 5 порогов на реке длиной 150 км. Третья категория на Кавказе - это практически сплав без остановки по руслу, забитому камнями различной величины и глубины залегания.
По правде говоря, сплав на самого разного рода байдарках имеет смысл только по совсем простым рекам без порогов. Ведь эти лодки не предназначены для экстремальных развлечений, а предназначена для неспешных путешествий по спокойным рекам средней полосы, где вы будете отдыхать, а не бороться за жизнь.
Как показала практика, два подготовленных каякера в одной байдарке в состоянии проходить гораздо более простые реки, чем каждый из них по отдельности, да и то когда у них полиэтиленовая лодка (которую не очень понятно каким способом можно привезти на реку, если исключить вертолет и микроавтобус сопровождения)
Как выбрать сезон и месяц для сплава?
Любое путешествие всегда имеет смысл для тех, кто его совершает. Можно, конечно, плавать по рекам в Подмосковье и зимой, но я считаю, что это не самый лучший выбор. Можно отправиться в Карелию на майские праздники в поисках льда и снега, но это тоже не самый лучший вариант.
По моему мнению, лучший месяц для сплава на байдарках в средней полосе, Южном Урале и Карелии - это июль. В это время вода уже достаточно прогрелась для купания, появились ягоды и грибы, рыба начала хорошо ловиться, а ночи стали теплыми.
Если вы собираетесь пойти в турпоход с турклубом или турфирмой, предлагающей подобные туры, то вы значительно упростите себе задачу. Однако, если вы решили пойти в турпоход самостоятельно, вас ожидают определенные сложности.
Одна из основных сложностей при самостоятельном сплаве по реке - это вес упаковки байдарки.
Средняя каркасно-надувная байдарка в полной комплектации обычно весит около 27 кг. Если вы собираетесь отправиться на сплав с семьей, а не с другом-качком, то вес вашего рюкзака может быть более 50 кг.
Кроме того, упаковка байдарки выглядит как большой рюкзак, в котором не останется места для вашей одежды и снаряжения. Однако, если вы готовы преодолеть эти сложности и отправиться в поход самостоятельно, я уверен, что вы получите незабываемые впечатления и эмоции.
Решить эту проблему довольно просто. Вы можете построить свои маршруты сплавов на байдарке таким образом, чтобы вас везде ожидало такси (например, на вокзал вы едете на такси, от вокзала - на такси). В худшем случае, вы можете использовать тележку для перевозки байдарки.
Если вы собираетесь проплыть на выходные и у вас есть машина, задача упрощается. Вы можете доехать до крупного населенного пункта, вызвать такси, перегрузиться и заехать на точку старта. Однако конец маршрута также должен быть в достаточно крупном селе или маленьком городе, чтобы вы могли вызвать такси и добраться до своей машины. Как показывает практика, все эти переезды туда-сюда на такси редко стоят дешевле 3000 рублей, а в Подмосковье обычно дороже.
Вторая сложность - планирование маршрута.
Чем дальше вы собираетесь в водный турпоход, тем сложнее его спланировать. В интернете есть много отчетов по сплавам на байдарках по рекам, но все они являются примерными и приблизительными.
Когда я учился в школе, у нас был незабываемый сплав по Пре на байдарках.
Он был незабываем, потому что часть группы шла по берегу, а часть сплавлялась на и никто нам не сказал, что Мещера (где течет река Пра) - это комариный рай и край болот с гадюками.
Обычная картина была утром: выйдешь на Пре в туалет, только присядешь, а рядом еще три змеи в клубок завязались и греются на солнце. И так весь турпоход: на берегу нас кусали комары (как мы выяснили, Мещера славится своими болотами), а в кустах постоянно сидели гады ползучие, наблюдали за нами.
Такой информации по реке Пре не так много, но я вам рассказываю правдиво. Этот свой школьный сплав по Пре на байдарках я и сейчас часто вспоминаю, было непросто, но весело.
Следующая новая сложность, которая появилась, - это национальные парки. Проще говоря, посещение самых красивых участков рек становится платным, и там нельзя ловить рыбу, разведение костров строго в определенных местах, о своем прибытии нужно заранее сообщать и покупать билеты и т.д.
Если вы планируете отправиться в самостоятельный сплав на байдарках, вам следует знать, что сборка и ремонт могут вызвать некоторые сложности.
Если со сборкой каркасно-надувной (или даже надувной) байдарки обычно не возникает проблем, то ремонт и заклейка пробоин требуют определенного навыка. В первый раз это может быть сложно, но со временем вы сможете научиться.
Сложность ремонта байдарок с надувными элементами заключается в том, что пробоину нужно заклеить герметично, иначе вам придется постоянно подкачивать пробитые баллоны (а это не очень приятно). Если же вы не сможете заделать пробоину, то вам придется отказаться от похода и вернуться домой.